Меню сайта
Категории раздела
Моё имя Авель [31]
Сказание о Живой Воде [3]
Повесть об одинокой птице [1]
Публицистика [3]
Авторские статьи
Форма входа
Что почитать?
Дорогие друзья!
Если вы впервые на этом сайте и не знаете, с чего начать, рекомендуем вам для начала прочитать вот эти небольшие рассказы:
Овечий пастырь
Юродивый
Я - Сын Божий!
Лебединая стая
Вышла книга!
Книгу можно
КУПИТЬ

Цена 120 руб.
Маленький опрос
Понравился ли вам сборник "Притчи Бродяги Ветра"?
Всего ответов: 7
Каталоги и рейтинги
Нас сосчитали
Главная » Статьи » Публицистика

Богородица

Кто не знает, что символом России является Богородица. Ей посвящено множество храмов, монастырей, икон. Ее имя часто упоминается в православных молитвах, и сам ее образ – излюбленная тематика для многих.

Богородица… Кто это? Женщина Мария, родившая младенца Христа, или все же более глубокое и высокое? Я склоняюсь ко второму.

В западноевропейских языках нет такого сочетания слов – БОГО-РОДИЦА. Там есть Дева Мария. То есть, девушка Мария, родившая Христа непорочным зачатием. В Западном понимании первостепенно именно непорочное зачатие, а уже потом – рождение Христа.

В восточном понимании непорочное зачатие уходит на второй план, а на первый выходит рождение Бога, откуда происходит и само слово «Богородица», то есть та, что рождает Бога. Это ведет к двум путям осознания спасения и требования к тем народам, которые исповедуют то или иное имя – или спасение через очищение благодатью (Дева Мария), или через освящение от Истины, рождение Слова внутри (Богородица). Исторические требования к одному и другому пути разные, что мы и можем наблюдать на примере истории народов католической веры и православной.  

Не секрет, что Запад всегда жил и живет лучше стран Восточной Европы и России, исповедующих Православие. Запад прагматичней, расчетливей, жестче. Но в тоже время он распущеннее, развратнее, безнаказаннее. Он рассматривает себя как хозяин мира (США-прямой приемник западного пути). Восток намного мягче, радушней, жертвенней по отношению к другому, бескорыстней и идейней. Ему чужда денежная прагматика Запада. Поэтому он всегда в подчиненном состоянии, покуда хватает терпения смиряться и ждать. Свое освобождение Восток всегда связывает с идей пришествия Освободителя или Чуда. Символ Богородицы, как рождение этого самого Чуда и Освобождения на многострадальную землю, внутренне близок православному человеку. Эта близость идет чаще на подсознательном уровне, он сам не понимает, что же его так влечет в скорбящем облике иконной Богородицы. Но это – надежда на освобождение.

Западному человеку не нужно освобождение. Он сам победитель. Ему важно другое – распространение его ценностей и образа жизни на всех ему подвластных территориях. Это ценности земного благополучия и процветания, что связано с семьей и материнством. Поэтому, главный католический и протестантский праздник – Рождество, а излюбленная тема его – это святое семейство в окружении скотины и даров волхвов. Образ Девы Марии, с умилением смотрящей на упитанного и резвого Младенца, близок земному западному сердцу, которое и свою собственную семью видит в распространении вширь, в здоровых детях и умиляющих взор женах. Рождение Слова через скорбь непонятно западному уму. Его Дева Мария является всегда в окружении восхваляющих ангелов, в облаках, в славе, рядом с любящим мужем и подобострастными людьми. Это – понятная любому земному человеку картинка счастья и благополучия.

 Соединение рождения Христа с Его миссией и распятием отображено только в скорбном виде православной Богородицы. Никогда ее лицо не освящается радостью и умилением, а наоборот, глубокой печалью и славой. Да и Младенец, сидящий у нее на правой руке, не очень-то похож на разрывающего в крик младенца. Это и не младенец вовсе, а маленький взрослый, с поднятой рукой или с книгой в руках. Этой рукой он словно благословляет стоящих, а через книгу  научает их. Это уже не Младенец, это юноша в отроческом состоянии. Состояние младенчества в Православном облике Богородицы пропускается. Мы не видим Младенца в чистом младенческом бессознательном состоянии. Мы видим даже не Дитя, мы видим юношу, ибо он имеет тесную связь со Словом, которое держит в своей деснице. Православный Младенец – это Слово Божье. А это слово не могут принять младенцы и  уразуметь дети. «Юноши – вы сильны, ибо Слово Божье пребывает в вас и вы победили лукавого».  Вот такого Младенца-Юношу мы видим в руке Православной Богородицы. Никогда мы не увидим у нее непокрытой головы. Мы вообще не видим ее волос, не видим ничего, кроме плата, спадающего тяжелыми складками с чела. Это не католическая Дева Мария с пышными локонами и иногда с еле покрытой головой. Богоматерь – это огромные глаза с глубоким скорбным взглядом, проникающим в сердце стоящего перед ней. Все в Православной Богоматери непропорционально и идет в нарушение понятных норм живописи. Христос-младенец с взрослым взглядом и во взрослом одеянии, а не в пеленах. Большое, в треть всего полотна, лицо его Матери, присутствие контрастных цветов, что добавляет резкости, а не умиляет глаз. Резкость, скорбность, печаль, тайна пронизывают облик Богоматери. Это зашифрованное послание Неба нам, стоящим перед ней.

Выбрав в свои покровительницы Богоматерь, Россия тем самым выбрала путь принятия и рождения Слова Божьего на эту землю. А этот путь связан с большими скорбями, лишениями и глубоким очищением, что и выражает весь ее облик. Все это мы можем и наблюдать на историческом пути России. Когда страна отступала от правды Божьей, только ценой большой крови и очищения она опять начинала искать пути к правде Его. Эта цена за то покровительство, которое ищет русская душа в этом мире.

Покрова Богородицы – это благодатный покров ее над измученными, но тянущимися к Богу душами. И главный праздник Православия – это Пасха – смерть и воскресение. Тяготы земного бытия и надежда обретения Царства Небесного после своего Креста. Не случайно, что русское слово «крестьянин» произошло именно от слова «крест». Доля крестьянская всегда была самая тяжелая на нечерноземных полях России. Обделенная земной благодатью, русская земля в то же время хранит в себе неизмеримую благодать духовную. Отделить русского от своей родной земли – это тяжелейшее испытание для него. Ни одни другой народ не знает, что такое ностальгия так, как знает ее русский изгнанник на чужой земле. Покрова Богородицы есть только на родной земле.

Если еще глубже посмотреть, то Богородица – это Дух Земли Русской. Это Русский Дух, Русская земля. И всякий, кто живет на этой земле, может внутренне испытывать эту неземную высоту и полет Духа. Это трудно понять прагматичному уму, для этого надо иметь сердце. Богородица как раз и дает такое сердце человеку, могущее не только понять Бога, но принять Его и отобразить в себе, то есть родить в своем сердце.

Мы все призваны к этому, но не многие способны.

Чистые сердцем узрят Бога. И хотя путь очищения неотделим от освящения, но те, кто последуют пути очищения и останутся ему верными не смотря на все соблазны, они достигнут Небес. И это путь через благодать Божью (Деву Марию). Но тот,  кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царствии Его. А сотворить мы можем только через принятие мудрости Божьей. Это путь – через Богородицу, Богопознание.
Категория: Публицистика | Добавил: Admin (29.07.2010) | Автор: Ирина Голаева
Просмотров: 697 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новое на сайте
ХРИСТИАНАМ
Учение о Вере.
 
Учение о Вере
Аудиокнига в формате mp3
 
Христианство сегодня
 
Христианство сегодня
Аудиокнига в формате .wma
Цитата из Библии

Погода в Питере
Единомышленники