РАЗГОВОР 3
Кн. Правда ли то, что ты утверждаешь, будто бы у нас, здешних жителей, нет веры? Этим ты противопоставляешь себя целому обществу! Да мало что обществу, всему миру!
Ав. Я всем говорю одно: всякое дерево познаётся по своему плоду. Не может худое дерево приносить плод добрый, а доброе дерево – худой плод. А дела вашего рода показывают именно то, что они худы, а раз дела худы, то ваше учение и хождение перед Богом – худо. Ибо это худо живет в вас самих, это грех, а где есть грех – там нет веры.
Кн. Но ведь ты и сам причислен к нашему роду?
Ав. По духу – нет, а плоть для меня уже не играет роли. Всякие плотские узы непрочны, и я не основываюсь на них. К тому же, ваш род избрал ложный путь, и только лишь внешне прикрывается верой.
Кн. Но послушай, любезный, вера всем нам дарована Богом. А Он никак не может даровать нам худую веру, ибо написано: «Всякий дар, сходящий с неба, совершен». И Бог не даёт плохого!
Ав. Да, это ты правильно говоришь, что дар Божий совершен, и Он не может давать нам плохого. И та вера, что Бог предлагает нам, тоже совершенна. Но есть разница между тем, что называет верой Бог и предлагает нам, и тем, что называем верой мы, пытаясь выдать своё, человеческое, за Божие. Это подлог.
Кн. Так ты разделяешь веру?!
Ав. Да, я отделяю веру от неверия. Есть вера Божия, а есть природная, человеческая, и сейчас я докажу тебе это…
Кн. Но вера едина и неделима! Что за ересь ты несёшь относительно какого-то разделения веры? Да и потом, разве есть человеческая вера? Я нигде в Писании этого не видел.
Ав. Здесь я скажу, чтобы тебе и в дальнейшем было понятно, что всё в мире разделено надвое. Вся современная наука строится на двоичной системе, и весь мир состоит из борьбы и взаимодействия противоположностей. Поэтому надо на всё смотреть через эту призму двоичности, где двумя крайними полюсами одного мира являются благодать и истина. Исходя из всего этого и вера также есть ложная человеческая, а есть истинная Божия. Это очень важно различать.
Божия вера истинна. Бог только одно называет верой, и не может быть множество вер: у меня - такая, а у тебя - иная. Божья вера одна, а вот человеческих – великое множество. Сколько людей - столько и вер. Ложная вера всегда ближе человеку, потому что всякий человек есть ложь. Чтобы по человечески верить, не нужно делать над собой никаких усилий. Здесь не требуется ни знание, ни поиск, ни духовные мучения. Ты, собственно, основываешься на себе и веришь в то, во что тебе выгодно верить, и так, как хочется. Все очень просто: верь, как хочешь и живи, как нравится. И здесь вся власть отдана человеческим чувствам и воображению. А так как все люди разные, то, соответственно им, и их веры разные. Каждый базируется на себе, на том, как он понимает и видит Бога, подминая Священное Писание под собственную точку зрения. Он будет постоянно видеть там противоречия, так как сам находится в какой-то из крайностей. Человеческая вера очень лукава, она всегда права в своих глазах и больше основана на мистике чувств, нежели на Слове. Это подобно колдовству. Такая вера ненавидит истину, ибо истина имеет утвержденное и непоколебимое основание, тогда как человеческая вера безосновательна, расплывчата, неопределённа и переменчива: сегодня я верю так, а завтра эдак. Такое колебание указывает на неистинность веры. И не играет роли, какое лицо её исповедует. А раз вера не истинна, то и всё упование на Бога тщетно. Библия устами Христа призывает нас всех: «Имейте веру Божию» Марк 11:23. Этими словами Христос указывает на то, что Божия вера неизвестна народу, а то, что они называют верой, не является ею по правде. И это было сказано не людям бездны, а верующим в Единого Бога. Израильский народ времён Иисуса Христа был твёрдо убеждён, что имеет веру, так как являлся народом Божьим, отделённым от мира. У них был закон, храм, Писание. Поэтому их так удивили слова Христа, указывающие на то, что они не знают и не имеют истинной веры. А ведь все последующие события Евангелия подтверждают это, ибо если бы они имели веру, то не распяли бы Господа Славы. Только неверие может творить произвол и беззаконие. Такой человек полагается только на себя, на свой разум и силу. Он верит в себя, но не в Бога. Посему «народ Божий» так удивился этим словам Христа. И не просто удивился, а разозлился, ибо слова Его полностью рушили все их надежды, упования, учения. И потому не удивительно, что непримиримые религиозные враги все разом объединились против Христа на основании веры в свою праведность перед Богом. И тем самым отвергли и убили Его Самого. Это только внешняя причина, подлинная же – внутренняя: ненависть и зависть, которые и двигали их на путь преступления. А своей внешней, мнимой праведностью, судом и верой они осудили Самого Бога, чем и показали всю ложность своей веры.
Так и сегодняшний «народ Божий», носящий имя Христа, уверен о себе, что имеет веру, потому что у них есть храм, учение, Писание. Не одно ли это?
Но только своей человеческой верой они так же осуждают веру Божию, почитая ее за безумие, или, к своему осуждению, даже за сатанинскую, пугаясь её слов и дел. Ведь так и Христа почитали Веельзевулом и кричали, что в Нём бес. В глазах лжи истина всегда будет считаться ложью, потому что ложь сама считает себя истиной и ни за что не хочет поступиться этим. На то она и ложь, чтобы творить неправду и беззаконие.
Кн. Подожди! Ты так и не дал четкого различия на основании Библии, что есть вера Божия, а что есть вера человеческая. Притом, читая Библию, я ни разу не находил такого понятия, как вера человеческая. Не игра ли это твоего бурного воображения? Не следует ничего прибавлять к Писанию!
Ав. Но нельзя и убавлять, а тем более переиначивать и подминать его под себя. Ты читаешь Библию по букве и хочешь понять её подлинный смысл, тогда как это духовная книга и написана Духом. Посему открыть её и дать разумение может только Дух. А что такое есть вера Божия, я покажу тебе на основании Библии.
Во-первых, вера – это огонь. «Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и вы будете подобны людям ожидающим возвращения господина своего…» Лк. 12:35-36.
Наш господин – Господь Иисус Христос. И все мы ожидаем Его возвращения. Ожидаем мы Его верою, и наша вера не спрятана под сосуд, а явлена всем вокруг, дабы люди знали, что среди них есть горящие светильники. Этот светильник и является верою. Наша вера должна быть не тлеющей, не потухшей, а именно горящей. И этот огонь избавит нас от холода и теплоты, в нём сгорит вся нечистота. Только такая вера угодна Богу, когда душа пламенеет и горит по Нему.
Во-вторых, вера - это Дух. Это наше определенное состояние. Это не душа, не чувства, не разум, вера – это Дух. «Светильник Господень – дух человека». Пр. 20:27. Этот дух и есть вера. Именно через веру может быть видим Господь в нас. Не через богатую душу, не через чувства, а через ДУХ, через ВЕРУ.
Но люди пытаются своими чувствами, эмоциями показать и выразить Бога, а тем самым выражают не Его, а себя. Они думают, что чем больше будут рыдать на молитвах или громче петь, тем они как-то проявят себя перед Богом и покажут всем свою духовность. Но это далеко не так. Это всё наши чувства, наше сердце. А оно, как известно, крайне испорчено и лукаво. Дух свят и безгрешен. Только Он Сам может выразить, явить, показать Святого Бога, в Котором нет и тени греха. Многие же допускают мысль, что грех уничтожить невозможно, и они будут вечно находиться под его игом. А через такие убеждения просто невозможно являть собой истинного Бога, давать свободу Святому Духу и иметь спасительную веру. Каждый станет являть собой иного Бога, который во всем устраивает их, а это означает поклоняться идолу.
Душевному христианину трудно уверовать в духовного Бога, ибо он уже уверен о себе, что знает Бога и имеет веру, не вдаваясь в то, какая она. А такое душевное богатство и невежество не дают принять веру Божию.
Параметром веры Божией, является духовная жизнь, жизнь по духу. Параметром же веры человеческой является жизнь по плоти. И каждый сам в себе знает, чем он действительно живёт – плотью или духом. «О горнем помышляйте, а не о земном». Колос.3:2. Только вера Божия даёт нам желание помышлять о горнем. Она сама поднимает нас ввысь, в небо. Если же все наши помыслы о земном, то это не вера.
В третьих, вера есть творение правды. Это ее свойство - творить правду. Человеческая вера не стремиться творить правды, так как сама является ложью. А ложь и правда - две противоположности. И чтобы творить правду, надо знать, в чем она. А вера и открывает нам, что есть правда Божия. Написано: «Искупи грехи твои правдой» Дан. 4:24. Мы искупаемся от грехов верою, и не просто верой, а творением её дел, дел правды. Божья вера будет всегда вести человека к ней. В другом месте сказано следующее: «Всякий делающий правду, рождён от Него». 1Ин. 2:29. Рождаемся мы в Нём опять же через веру. Признаком нашего рождения и того, что мы действительно в Нём, является творение правды. «В Нём открывается правда Божия от веру в веру». Римл. 1:17. Значит, вера Божия и правда Божия всегда идут рядом, и одно является прямым следствием другого.
Тот, кто не творит правды Божией, не имеет веры. Ибо, чтобы творить её, нужна вера. Правда в этом мире, подобна яркой вспышке света среди тьмы мрака, и мир ненавидит этот свет, в котором открываются его злые дела. Тьма всегда яростно сопротивляется свету правды, пытаясь всеми силами загасить, задушить, уничтожить его. Вот почему под жертвенником в книге Откровения были души убиенных за слово свидетельства правды Божией.
В четвертых, вера - это великое дерзновение. Это полная свобода от страха, от рабства закона, греха. Она есть безумие в глазах самоправедного мира. Закон не противоречит мудрости века сего, наоборот, он упорядочивает и утверждает её. Вера же всегда безумие в глазах самоправедного закона, потому что она обличает безумие мира. Написано: «Верою Авраам, будучи искушаем, принёс в жертву Исаака, и имея обетование, принёс единородного». Евр.11:17. Не безумием ли в глазах закона, который ясно говорит «не убей», было принести в жертву Богу своего единственного и долгожданного сына? Закон и мир никогда не пошли бы на такие жертвы. Поэтому Павел и говорит: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры».1 Кор. 4:10 И «…мудрость мира сего, есть безумие пред Богом» 1Кор. 3:19. Божья вера дает силу и право делать то, что закон порицает и осуждает. Вот почему для законников было непонятно, почему Христос срывал колосья и исцелял в субботу, ходил с мытарями и блудницами и говорил, что Он - Сын Божий.
В пятых, вера- это путь. Павел в конце своей земной жизни, подводя итог всему, сказал следующее: «…я …течение совершил, веру сохранил». 2Тим. 4:7. Все те великие дела, что делал Павел, он совершал верою и для веры. Он знал духовный закон, знал, через что можно иметь и как сохранить свою веру до конца. А для этого просто надо каждодневно жить ею, пускать ее в оборот, чтоб она была живая и действенная, а не законсервированная без изменений, как в банке, до лучших времён.
Верою и ради веры Павел жил, творя дела Божии. Посему Писание постоянно призывает нас утверждать веру, исследовать себя, имеем ли мы веру, а не безрассудно идти, не зная и не ведая своего конца.
Из всего этого, можно сделать следующий важный вывод, что же такое вера Божия.
Вера – это определенное состояние духа, при котором чресла препоясаны, а светильники горящи, состояние, постоянно утверждающее нас на пути жизни и света, и дающее реальный духовный рост.
Кн. Ты мне много наговорил, но это ещё надобно проверить, так ли оно. Библия же нам дает ясное определение веры на основании Евр.11:1: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», и любой из нашего города скажет тебе то же. К тому же это слова столь часто тобой упоминаемого апостола Павла. Ты же не хочешь поставить их под сомнение, ставя свои домыслы выше Слова Божьего?
Ав. Это вовсе не домыслы. И я отвечаю тебе Словом Божьим. То же определение, что ты мне сейчас привел, не вполне точно отражает веру.
Кн. Ты ставишь под сомнение правильность слов Божьих?
Ав. Написано, что «слава Божия - облекать тайною дело, а слава царей – исследывать» Пр.25:2. Вера – это великий дар, но в то же время и великая тайна Божия. Это драгоценность. А никакая драгоценность не лежит на поверхности. На поверхности лишь глина да песок. Поэтому, чтобы уразуметь веру, надобно посвятить ей всю жизнь. Это не лозунги, не цитаты, не какие-то формулировки. Вера – это жизнь!
Кн. Но ты всё же не ответил на мой вопрос относительно Евр.11:1. Ты отвергаешь это место Писания?
Ав. Нет. Я не отвергаю, но я расширяю смысл веры. Ведь если мы возьмём только такое определение, то оно подойдёт под многих беззаконников. Исходя из него получается, что вера – это надежда на то, чего сегодня не имеешь, но в конце концов получишь.
Но вера - это прежде всего путь, а не просто вера во что-то. Она не пассивная, а напротив, деятельная. Стоять в вере, ожидая обрести что либо - это не бездействие, а постоянное превозмогание себя, усилие, рывок вперед, к невиданным далям и высотам. Именно прилагая эти усилия, мы входим в Царство Божие.
Верою мы приближаем час осуществления нашего ожидания, и своим праведным исповеданием утверждаем уверенность в невидимом. Например, первосвященник Каиафа совершал жертвоприношения в храме, будучи уверен о себе, что этим он служит Богу. Но когда пришел Сам Бог во плоти в образе Иисуса Христа, то этот «праведный» Каиафа не только не уверовал в Него, а распял, вдоволь насмеявшись над Ним. Или жертвоприношения библейского Каина, которые привели к убийству брата? А ведь они оба Бога не видели, но верили в Него, и каждый служил Ему по своей вере. Но такое служение и такая вера Каина были отвергнуты Богом. Почему? Они ведь верили, а значит имели веру? Да, но только это была не Божия вера, а, увы, человеческая. Она и привела в итоге к отступничеству, хотя, на первый взгляд и казалась настоящей.
Говоря о вере, Библия, всегда имеет в виду только веру Божью. Иной веры в глазах истины НЕТ. Человек же, читая о вере, по собственному невежеству пытается подставить под неё свое понимание, выдавая свою веру за Божию. С этого и начинается путь обольщения себя и ожесточение сердца относительно истины. Потому следует постоянно сверять свою веру с Божьими стандартами слова, то есть с той верой, о которой говорит Библия, а не пытаться выдавать свое понимание за Божие, подминая Писание под себя.
Кн. У тебя смелые рассуждения. Но тогда, исходя из этого, получается, что ни у кого нет веры? Ведь те стандарты, что ты предлагаешь, невозможно иметь в реальной жизни.
Ав. Это не я предлагаю тебе стандарты веры Божьей, и они не мои. Бог говорит через Библию о Себе, предлагая нам всем Свои стандарты. Сегодняшним исповедателям Христа было бы полезно вникнуть в себя, имеют ли они живую веру Божию, основанную не на человеческих вымыслах, а на Его Слове. Или же у них только видимость веры, которая по сути мертва в их жизни и по большей части основана на обрядах и традициях. Ибо сегодня вера сведена до минимума, она говорит: участвуй в исполнении обрядов, ходи на собрания, имей подобающий благочестивый вид, но не забывай и о себе. И всё это значит, что ты имеешь веру.
Но разве это требования веры?! Конечно, нет! Всего этого требует закон, а он приводит к половинчатому служению и посвящению Богу, когда ты внешне вроде бы с Богом, а внутри у тебя иные идеалы. К сожалению, это удобный способ быть с Богом, и многие клюют на эту удочку. Ведь так легко показаться имеющим веру, чем действительно жить и иметь её. Люди стараются ходить перед людьми, где тебе и слава, и честь, и уважение, и почёт. Но важнее не внешнее, а внутреннее. Вера требует всего тебя, полного, стопроцентного посвящения Богу, Духу, и ни одного процента миру. Ибо один, даже маленький, процентик миру способен уничтожить всю веру. Это как капля ржавчины на хорошо отполированной дощечке, которая со временем покроет её полностью. Потому-то тебя и пугают мои слова относительно истинной веры, ведь в тебе есть мир, и он изнутри съедает тебя. Тяга к нему удерживает тебя от принятия этой истины, ибо с её приходом в твою жизнь тебе придется расстаться с миром, а это пугает тебя. Ты ищешь удобное половинчатое положение, и нашим, и вашим. Но с Богом так не выйдет. Здесь всё, или ничего, третьего не дано.
Если бы у тебя и твоих соплеменников действительно была вера Божия, то ты не задавал бы этих лукавых вопросов, а слушал бы и подвизался со мной за чистоту и святость.
Кн. Всем этим ты хочешь сказать, что только один имеешь настоящую веру и будешь спасён, а у всех нас вера ложная?
Ав. Ты так насмешливо говоришь это, потому что не видишь разницы между истиной и ложью. Я же никак не могу смиряться с неправдой и беззаконием, когда свет называют тьмою, а тьму – светом. И тем более, когда всё это прикрывается Святым Именем Божьим, делая Его причастником греху. Ты не видишь этого, потому что между моей и твоей верой существует огромная разница. И если я верю в правду и свет, во что же веришь ты?
Кн. Я тоже верю в свет…
Ав. По твоим лукавым речам я этого не вижу. Наоборот, ты защищаешь грех, хулишь совершенство. Всё это - дела тьмы. Вера Божия сама будет свидетельствовать о себе, надо лишь оказаться верным, а не пытаться самому защищать свою веру. И если я противопоставляю себя вам, значит у меня есть на то основание, ибо «…не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Ин.3:27.
Кн. Но ты так и не ответил мне. Только ты один имеешь правильную веру?
Ав. Я посвятил себя Богу, а Он Сам свидетельствует о Своём.
Кн. Ну так и я, и он, и все мы посвятили себя Богу. В нашем городе многие могут сказать так.
Ав. Сказать не есть сделать. Написано: «Дружба с миром есть вражда против Бога.» Иак.4:4 «Кто любит мир, в том нет любви Отчей»1Ин. 2:15. «Не можете служить Богу и маммоне» Мф.6:24. Вот что говорит Библия! «Кому вы отдаёте себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности». Рим. 6:16.
Кн. Мы исполняем волю Божью.
Ав. А в чем, по-вашему, заключается эта воля?
Кн. Ну, служить Богу, любить Бога, помогать ближнему…
Ав. Иными словами – «возлюби Бога и ближнего».
Кн. Да, конечно, это есть воля Божия.
Ав. Нет! Это воля закона. Воля Божия – это вера!
Кн. Ну хорошо. Я не стану с тобой больше спорить. Подожди меня немного, я схожу за своим духовными наставником. Он человек начитанный, образованный, хорошо знает Писание. К тому же он вероучитель и умеет доходчиво объяснять. Посмотрим, как ты сможешь ему что-либо противопоставить и доказать. Как бы тебе самому не оказаться изобличённым в ереси и лжи! Ты пытаешься мне самому навесить ярлык невежества, но сейчас увидим, что ты ответишь ему.
На этом закончился третий разговор между Авелем и Каином о вере.
И Каин быстро направился в сторону большой башни. Её хорошо отёсанные и отполированные камни были сложены в гладкую неприступную стену. От неё веяло могильным холодом, внушавшим какую-то рабскую покорность и сломленность. Нигде в этой высокой башне не было и признаков жизни. Лишь тусклый свет, просачивался сквозь единственное окошко на самом верху. Видимо к этому свету и поднимался Каин…
|