Тут в разговор вмешался средний брат Иувал (Иув.)
Иув. Я доставляю радость людям, когда воспеваю пред ними Господу. Мои песни и инструменты многим послужили для того, чтобы и они сами прославляли Его. На них очень высок спрос. Когда я стою перед толпой, то вижу, как они ловят мой слова и смотрят на мои движения, пытаясь подражать им. Сердце моё переполняется счастьем! Я много разъезжаю по городам и сёлам, везде воспевая Богу, и все рады мне, ждут меня. А кого осчастливил ты своим учением?
Ав. Я сею для будущего. А вы больше любите показать себя, чтобы простодушные люди восхищались вами. Вы питаетесь человеческой славой, ищете людского почитания. Разве это служение Богу? Это служение своему «Я». Да, вы привлекательны, у вас есть таланты, но к сожалению, многие падают на таком видном служении. Их сердце возносится гордостью, они забывают об очищении сердца и падают. Не забывайте, что сам сатана, денница – сын зари, воспевал славу Богу, пока не возгордился и, забыв своё истинное положение, сам восхотел стать Богом. И многие, стоящие на вершине пьедестала, страдают головокружением и звёздной болезнью, а всё это в итоге приводит к падению. Многим, кому понравилось играть роль царя на земле, так в этом ожесточаются, что становятся неспособны принести покаяние и в своём безумии погибают.
Иув. Но эти слова не обо мне. Кто может обличить меня в корыстолюбии?
Ав. Есть твоя совесть. И если даже она уже не обличает тебя, то напрасны будут усилия других.
Тут вмешался младший брат, Тувалкаин (Т.) Он был невысок, коренаст, с сильными мускулистыми руками. Его хмурая внешность даже немного отпугивала.
Т. Вы хотите навязать нам сомнения относительно нашего спасения? Но мы тверды в своём, как медь и железо! За нами стоит большинство, и мы не желаем слушать речи какого-то ничтожества, которое возомнило себя в этом гнилом лесу всезнайкой и пророком!
Ав. Бог знает, кто я. Но также Он покажет и вам, кто вы есть перед Ним. Семя нечестивых не пребудет вечно. Также написано: «Не следуй за большинством на зло». Я говорю вам здравые слова об очень важных вещах. Ведь что может быть важнее спасения своей души? Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит, или какой выкуп он отдаст за душу свою? Я взываю к вашему разуму, но видно, он действительно твёрже меди и железа.
Т. Оставайся сам при своём мнении в своей жалкой лачуге! Мы привыкли не философствовать, а делать дело. Нас дома ждут столы, стада, страждущие. Но только попробуй переступить порог наших владений! Мы не потерпим, чтобы кто-нибудь нарушал наш дивный мир! На таких, как ты, у нас есть целая стая изголодавшихся псов, и не мы, а они свершат над тобою свой суд!
Братья дружно захохотали.
Ав. Я не боюсь ваших угроз. Всё во власти Божией. Я больше страшусь Божьего суда, нежели вашего. Что могут сделать ваши плотские орудия против Слова Божьего? И если вы убьете меня, то на моё место встанет другой, третий, и так без конца. Так будет продолжаться бесконечно, пока вы не наполните своими беззакониями чашу Господнего терпения.
Вы куёте своё мнимое спасение на углях разжигания братоубийства, на самовосхвалении и ложном мире. Когда-нибудь вы сами увидите, на что направлены ваши великие дела, и смогут ли они спасти вас самих. Ибо, отвергая истинного Бога, вы сами становитесь «богами».
Мне больно за вас. Но больнее за тех, кто верит вам, кто вверил вам свою душу. Эти бедные обманутые души думают, что вы способны доставить им спасение, но будущее покажет, и они пожнут плоды своего обольщения. Полагаться в своей жизни на кого бы то ни было – это не вера, это не спасение. Ведь так ты становишься послушным орудием в руках другого, и на что будет направлено оно, на добро ли?
Нет, человек не может дать спасения! Спасение в руках Божьих, и нам нужно каждому самостоятельно стучаться в Его двери и ожидать.
Иав. Спасайся сам своею верою, а у нас своя!
Ав. К сожалению, это так. У вас своя, собственная вера, и потому уже не Божья. И всё ваше спасение – человеческое, основанное человеком и пред человеками.
Тувалкаин хотел было занести свою тяжёлую руку над Авелем, но братья удержали его, сказав, что им надо скорее догонять своего отца. На этом они и расстались.
Оставшись с Ионафаном наедине, Авель обратился к своему другу.
Ав. Видишь, насколько глубоко ненависть и обольщение живут в этих людях? Они уверены в правоте своих слов и поступков, и гордость не даёт им приклонить своё ухо к нашим словам. Они, ещё не видя и не слыша нас, уже составили предвзятое мнение и смотрят на нас с высот своего самомнения, как на недостойных их внимания.
Ин. Да, это сегодня стало стилем жизни многих, когда собственное мнение ставится выше всех прочих.
Ав. Те, кто живёт по плоти, принимают друг друга по одёжке, и чем она важнее и богаче, тем и отношение к нему почтительнее. Наш же вид ничем не привлекателен, а скорее даже наоборот.
Нашим выбором должна руководить рассудительность, когда разум трезв и нелицеприятен. Иначе, как мы можем увидеть себя? Ведь иногда и мы поначалу можем придерживаться ложных воззрений, но надо уметь достойно признавать свои ошибки, а не ожесточаться, тем ещё более усугубляя своё неведение.
Ин. Знаешь, я полностью с тобой согласен. У меня создаётся такое впечатление, что большинство людей поступают, как неблагодарные гости в доме Хозяина. Они начинают бесцеремонно присваивать себе вещи, не дожидаясь его воли. Вместо того, чтобы угождать хозяину, они сами нагло вселяются в чужие хоромы, а потом ещё негодуют, когда им указывают на их место. Люди убеждены, что спасение уже принадлежит им, а раз так, то в своей дальнейшей жизни они предоставлены сами себе. Итогом такой вольной жизни является суета и мир. А что им ещё остаётся делать, коли они уже спасены? Получается, что путь уже пройден, всё осталось позади, в прошлом. Поэтому их так и удивляет, что за Христа надо страдать, а не только веровать в Него.
Ав. Такая самоуверенность в отношении своего спасения приводит душу к бездействию, пассивности и равнодушию. При этом такой человек будет уделять больше внимания всему мирскому: что поесть, что попить, во что одеться, и через это уподобляться язычникам. Человек сотворён так, что не может пребывать в полном покое, он обязательно должен что-то делать. Даже Адаму в начале было заповедано трудиться. Но если человеку не о чем беспокоиться в духовном, он неизбежно начнёт погружаться в мирскую суету. А она подобна омуту, который в конце концов полностью поглотит его. Так и получается, что большинство тех, кто придерживается такого понимания спасения, больше заняты заботами этого мира – покупкой полей, продажей волов, женитьбой, детьми, а всё это в итоге выливается в суету.
Ин. Но как разбить эти ложные основания?
Ав. Только свидетельством Слова!
Ин. Так давай же мы пойдём будить людей от их опасного сна и рушить столь губительные для них миражи! Всё равно наш приют сломан, и это, видно, знак от Господа, что пора нам выходить к людям из чащи этого леса.
Ав. Я ценю твой огонь, твою ревность! Я рад, что это в тебе говорит любовь.
Ин. Любовь?
Ав. Да, это огонь истинной любви. Ибо нет больше той любви, чем у того, кто хочет душу свою положить за братьев. Ведь свидетельствуя истину, ты становишься им в оппозицию. Они принимают тебя за врага, который якобы что-то хочет разрушить у них, или покуситься на их святыни. Но только одного они не видят в тебе – твоей бескорыстной любви к ним. Ты сознательно жертвуешь собой ради спасения из тьмы невежества тех немногих, которые смогут принять Божью истину. И эта жертвенная любовь – любовь Христова. Так и Он пожертвовал Собой ради нашего спасения. Вся иная любовь лицемерна, она плотская.
Ин. Но почему же всё столь очевидное с таким трудом принимается человеком?
Ав. Сила обольщения очень велика. А самомнение, гордость и невежество глубоко сидят в человеческом сердце. И нужно трубить и трубить трубой громогласной, чтобы хоть немного расшевелить это сонное царство.
Ин. Так давай же скорее пойдём в путь! Мы не знаем, сколько нам будет отпущено времени Богом, но одно уже я твёрдо знаю: моя жизнь не пройдёт бессмысленно, я оставлю здесь свой след. И одно это вселяет в меня бодрость и силу!
Авель протянул Ионафану руку и, бросив последний взгляд на поломанный шалаш, они так и пошли на встречу новому дню, крепко поддерживая друг друга, плечом к плечу. Они уверенно шли вперёд, ещё не зная, что их ждёт впереди и что им уготовано судьбой на этом новом для них пути.
Так окончился седьмой разговор о спасении.
|