В пути Авель и Ионафан запели песню, слова которой были понятны только им одним. Никто из попадавшихся навстречу путников, не мог понять, о чём поют эти двое. Они лишь слабо различали отдельные звуки, и потому гнушались приблизиться к ним, считая за чужеземцев.
Посмотри как блестят бриллиантовые дороги,
Послушай, как хрустят бриллиантовые дороги,
Смотри какие следы оставляют на них боги.
Чтоб идти вслед за ними нужны золотые ноги,
Чтоб вцепиться в стекло нужны алмазные когти.
Горят над нами горят
помрачая рассудок
Бриллиантовые дороги
в тёмное время суток.
Посмотри как узки бриллиантовые дороги
Нас зажали в тиски бриллиантовые дороги
Чтобы видеть их свет мы пили горькие травы
Если в пропасть не пасть всё равно умирать от отравы
На алмазных мостах через чёрные канавы
Парят над нами парят
помрачая рассудок
Бриллиантовые дороги
в тёмное время суток.
Но вот с ними поравнялся статный всадник – Арий (Ар.) – который, услышав их пение, приостановил коня, спустился на землю и пошёл рядом. Он внимательно слушал песню, и лицо его озарялось улыбкой. Было видно, что он понимает её смысл. Авель заметил это и обратился к нему.
РАЗГОВОР 9
Ав. Здравствуйте всадник! По выражению вашего лица я вижу, что вы разумеете то, о чём мы с братом поём.
Ар. Надо вам признаться, я очень удивлён, услышав такую песню здесь, посреди дороги!
Ав. Что же вас удивило?
Ар. То, что я услышал слова, близкие моему сердцу и моему родному языку. А надо вам сказать, язык моего народа сложен и непонятен для многих, и надо приложить очень много усилий, чтобы обучиться ему. Потому так мало людей, особенно в здешних местах, говорят на нём. Вы же не только легко говорите, но даже поёте!
Большую часть своего пути я был вынужден ехать молча, так как никто не понимал меня. И вот теперь, посреди лесной дороги, я услышал слова, которые понятны мне и сродни моему языку!
Ав. Вы, наверное, издалека? Таких прекрасных коней мне ни разу не доводилось видеть в нашем краю!
Ар. Да, моя родина довольно далеко отсюда. Я из страны свободных скотоводов, всадников, и принадлежу к роду Царей-пастухов. Моё имя – Благородный Арий.
Ав. Мы будем рады, если ты, Арий, разделишь наше общество. Меня зовут Авель, и мне немного знакомо твоё занятие. А это – мой брат Ионафан.
Ар. Он твой родной брат?
Ав. У нас один Отец, и мы рождены через одно Слово.
Ар. Я тоже принял Слово, и это Слово подтолкнуло меня отправиться в путь. Но я – чужеземец в ваших краях, и мне трудно общаться с вашим народом. Он так отличается от нас…
Ав. Расскажи нам о своём народе.
Ар. Мой народ, некогда многочисленный, теперь рассеялся по Великим Просторам. Мы вольны и свободны. Над нами нет царя, и мы не знаем, что такое рабство, закон. Каждый из нас сам является царём и священником.
Мы выращиваем стада и табуны коней, а живём среди скал, потому нам с огромным трудом приходится добывать себе пропитание. Но находя его, мы насыщаемся все вместе. Суровый образ жизни сделал нас способными обходиться без многого – воды, пищи, крыши над головой. Но только не без свободы! И вот теперь Провидение забросило меня в ваши края. Я пытаюсь говорить людям о просторе, о ветре, о свободе, но люди прячут свои глаза и не хотят понимать меня. Я уже отчаялся было найти хоть одну жаждущую душу, как вдруг услышал слова вашей песни. Мне кажется, мы приняли одно Слово!
Ав. Наше Слово – Евангельская истина о пути спасения и освобождения. Мы ищем Бога через жизнь и свет. Там, где есть жизнь и свет – там пребывает истина, а истина есть Сам Бог. Этот путь совершается через нашу веру. Невозможно как-то иначе принять истину и узреть свет. Всё в этом мире предано мраку. И у кого нет тяги к свету и жизни, у того нет и веры, а без неё ему трудно порвать с мраком невежества, ибо он так привычен человеку. Пребывание во мраке кажется такой душе нормальным, тогда как Божья истина противоположна ему.
Ар. Мне понятны твои слова, друг! Слово, которое открыл и дал мне Бог, тоже говорит о вере. Только ею мы праведны перед Ним! Но к сожалению, для многих вера стала просто словом, или неким символом, тогда как это – путь, и ты, брат, правильно заметил это.
Вера открывает в нас невидимое и непознанное, предоставляя шанс раскрыть себя, реализовав внутреннее стремление стать выше усреднённого стандарта. И тот, кто действительно имеет веру, знает цену её!
Ав. Да, к сожалению, многие утрачивают веру, заменяя человеческими традициями и обрядами.
Ар. Я вижу, ты хорошо просвещён в этом, если отличаешь человеческую веру. Но известно ли тебе, в чём наша сила?
Ав. Я считаю, что в Слове.
Ар. Да, но только не в простом слове, а Слове о Кресте. Тебе понятно, о чём я говорю?
Ав. Я думаю, что пойму тебя. Написано, что Слово о Кресте для нас есть спасение и сила Божия, а для погибающих – юродство. Но истинный смысл этих строк я не могу в полноте объяснить тебе, хоть мне и близко это. Если тебе открыть это слово, то будь добр, просвети моё неведение.
Ар. С большой радостью, ибо это воля Божия в отношении нас, дабы мы расточали себя для жаждущих слова. Слово о Кресте для нас является спасением, но это не просто Слово о Голгофском Кресте, а о нашем пути. Как ты помнишь, Христос шёл со Своим крестом на Голгофу. Он осознанно пошёл этим путём и знал, что Его ожидает в конце. Крест – это наш путь, но не просто путь, а приговор самому себе. Это возможно, когда ты знаешь истину о себе, знаешь, кто ты есть и чего заслуживаешь. Ты сам распинаешь себя на этом Кресте, и весь твой путь является этом распятием, когда ты постоянно умираешь для себя и воскресаешь для Бога. Наша плоть – большое препятствие. Мы созданы, чтобы служить и прославлять Бога, но зачастую всё бывает наоборот. Плоть служит себе, прославляя себя же. Ею угодить Богу мы не можем. Богу можно угодить, если живёшь по духу. Но сами по себе мы плотские, а потому плоти надлежит умирать, дабы дух воскресил и обновил нас. Если мы продолжаем жить по плоти, даже будучи христианами, то всё равно рано или поздно умрём. Умрём духовно, хотя физически при этом можем ещё жить и жить.
Умертвить дух внутри себя – это величайшее преступление, преступление как против Бога, так и против себя. Конечно ты не можешь как-то физически убить дух, но он, будучи в мёртвом и бездейственном состоянии, становится не в силах обновить тебя своей спасительной благодатью. Наоборот, разжиревшая плоть просто задавит в тебе его действие, внушая бесполезность всяких усилий и преобразований, и ты так и останешься в полнейшей власти плотских похотей.
Крест же способен дать тебе жизнь. Хотя на первый взгляд это орудие казни и ассоциируется со смертью, но мудрость Божия такова, что плоти трудно узреть духовное. Потому многих отпугивает крест. Они привыкли видеть в нём какое-то невыносимое бремя или муку, тогда как на самом деле он способен доставить нам подлинную жизнь и ввести в Царство Божие.
Ав. Так значит крест – это орудие жизни?
Ар. Да, хотя для плоти и греха это орудие возмездия и смерти, но духовно посредством креста мы обретаем спасение. И это не то ложное спасение, которого придерживаются многие, но спасение, основанное на истине.
Ав. Спасение ложное – оно основывается на благодати?
Ар. В основе спасения лежит благодать. Спасение ложное основывается на ложном понимании благодати. Сама по себе благодать подобна ветру или изменчивой погоде: её невозможно удержать. Благодатью надо жить, а это возможно только через истину, которая, как основательный столп, удерживает её собою. Ведь истинное предназначение благодати – ввести нас в истину.
Если мы поверхностно понимаем благодать и не разумеем её предназначения, то она вскоре уйдёт от нас, выскользнет из рук, как у неопытного птицелова, потому что не нашла в нас оплот для своего действия. Она пойдёт к другому, третьему, пока не найдёт надёжного убежища для себя, дома, в котором бы она полновластно и плодотворно трудилась.
Спасение, основанное на истине, основано на Кресте, на котором осуждены все твои добрые и хорошие дела и пути к Богу. Без такого осуждения себя нет Креста, а раз нет Креста – нет пути, нет спасения, нет воскресения. Только Крест открывает в нас веру, когда тебе нечего надеяться на себя, на свои дела и пути. Вся твоя надежда – на Одного Бога. А раз ты приговорён к смерти, то у тебя уже нет ничего своего, что тяготело бы к земному. Всё земное – на Кресте вместе с плотью, потребительницей его. Тут надо думать о небесном. Такое знание о тленности всего земного (даже счастья) освобождает тебя от пут земли. Грех уже не может прельщать тебя, ведь ты же приговорён, и времени мало! И тут тебе хочется совершить что-то достойное Бога. Ты начинаешь это делать, являясь безумцем в глазах этого мира. Твой прежний ум, понимание, мышление остаются позади. Мир смотрит на тебя, как на безумного, лишённого привычного житейского ума, но на самом деле ты обрёл истинный разум. Потеряв греховный, плотской ум, насквозь пронизанный мудростью этого мира и века, ты приобрёл ум духовный, открывающий двери в Вечность. В тебе начинает раскрываться доселе невидимая сила, освобождающая тебя от пут и мнений этого мира, и это есть сила Креста.
Слово о Кресте – это слово о пути. Идя этим путём, свидетельствуя о нём, ты ощущаешь силу, а она утверждает тебя во спасении. Сама она свидетельствует тебе о реальности твоего спасения и близости его.
Ав. Иными словами, мы спасаемся верою, но через путь. А этот путь возможен лишь с Крестом.
Ар. Верно. Без Креста невозможен сей путь. Ибо твоя не распятая, не осуждённая тобою плоть будет всегда препятствовать твоему духовному продвижению. Она станет петлёй и сетью для твоих ног. Без осуждения нет прощения, и надобна вера, чтобы осудить себя.
Нам легко осуждать себя или других, когда имеются какие-то видимые причины, грехи. Но когда всё это скрыто от глаз, и ты не замечаешь за собой ничего плохого, то как тут осудить себя? И тогда ты делаешь это верою, верою в слово, что нет в тебе ничего доброго, и нет праведного ни одного, все согрешили и лишены славы Божией.
Мы живём в плотском мире, но наше Отечество не здесь, а в небе, в духовном мире. И для того, чтобы совершать этот переход, нужна вера. А переход сей совершается постоянно, пока нас окружает плотской, видимый мир. Посему, и вера нам нужна здесь, на земле, постоянно, дабы не ослабеть и войти в небесное.
Вот и получается, что без веры невозможно спасение. Мы спасаемся от смерти, от тленности, которая постоянно окружает нас. И если нет веры в иное, нетленное, чистое и непоколебимое, если вера эта не утверждается в нас, то мы – вне спасения, мы не возжелали его и остались среди греха и тления, в рабстве и темноте. Со слабого лучика веры начинается величайшее откровение о спасении и истинном предназначении человека, и чем сильнее мы веруем в этот свет, тем ближе мы к нему, и тем сильнее он в нас.
Но когда мы только что уверовали, мы ещё духовно слепы. Мы знаем, что вера нужна нам для спасения, но как оно совершается, нам не известно. Если мы не видим пути и не осознаём всей его значимости, то понятие «вера» будет для нас чем-то формальным и само собой разумеющимся. Вера и спасение подобны двум точкам, где одна начальная, а другая конечная. Между ними – Крест, и это путь, по которому мы поднимаемся вверх, к Богу. Без сего креста мы так и останемся стоять на нуле, тогда как спасение намного выше, и до него просто не достать. Иного пути Бог не даёт.
Многих пугает сей аскетический путь, и они, не вникнув в его суть, отказываются идти им, выбирая иные, более лёгкие пути, тогда как эти кривые дорожки кружатся по земле и достигнуть Неба не могут.
Слово о Кресте раскрывает путь спасения и план Божий для души человеческой. И просто необходимо постигнуть это Слово всем, дабы они узрели истинный путь к Богу, а не блуждали по низменным кривым дорогам.
|