Ионафан в нерешительности остановился перед дверью. Всё увиденное было для него ново, но что более всего удивило его, так это то, что теперь его дом стал вертепом. Он замялся в нерешительности, не зная, стоит ли входить туда, ведь отец всё равно не послушает его слов. Но тут в его памяти резко встало видение с вороном, замертво упавшим на землю. Тогда Ионафан решительно открыл дверь. Страх подстегнул его.
Его взору предстал большой зал, посреди которого стоял массивный стол, заставленный всевозможными яствами. За столом сидели его отец (От.), сестра Мелхола (Млх.), Фарисей (Ф.), Каин (Кн.) и бывший школьный приятель Авессалом (Авс.). Все они шумно насыщали своё чрево. Жир брызгами летел во все стороны. Когда Ионафан подошёл поближе, они лениво повернули головы в его сторону. В их заплывших глазах он прочёл утомление и пресыщенность. Ионафан обратился к ним.
Ин. Я – Ионафан!
От. Здравствуй, сынок! Долго же ты пропадал.
Ф. Где ты был, блудный сын? Мы измучились, искавши тебя.
Авс. После нашей последней встречи прошло много вёсен.
Ин. Я не жалею, что некогда ушёл отсюда.
От. Вот как ты заговорил! Значит, тебе отец, дом, родные не милы, коли ты нисколько не жалел о нас? Мы переживали о тебе, а ты даже и рад, что нас оставил? (Говоря это, отец оторвал от куриной тушки лапку.)
Ин. Я пришёл сюда не сам от себя. Бог послал меня к вам, чтобы возвестить истину.
Ф. (ехидно) Интересно знать, какую же?
Ин. О грехе, о правде и о суде.
Кн. Мне припоминается, как мой безумный братец тоже возвещал мне что-то о грехе. Но как видите, я жив и здоров, здравствую и процветаю в Боге моём. А где братец, того никто не знает. Наверное, сгинул давно под каким-нибудь поваленным деревом.
Ин. Вы ошибаетесь, думая о себе, что процветаете и здравствуете. Ваш город пришёл в запустение. Следы опустошения и нечистоты повсюду. Нет света, нет Солнца, город пропитан смрадом! Как можно благоденствовать в таком болоте?!!
От. Мы не в болоте. Мы под благодатью Божией.
Ин. Увы, но вы развратились в благодати. Посмотрите на себя: ваши лица ожирели и лоснятся от масла, животы тянут вниз, скамейки выстланы подушками. Разве в этом предназначение благодати?!! Благодать зовёт нас к жизни, к огню, к бодрствованию. А вы спите, и давно уже угасли.
Неужели вы не ожидаете Хозяина этого города? Вскоре Он придёт получить Своё, и каждый из вас будет держать пред Ним ответ за своё управление.
Кн. Это время придёт ещё не скоро. Уже прошло два тысячелетия, а где следы пришествия Его? Мир не переставал существовать, и на наш век ещё хватит и останется.
Ин. Но это же слова безумия!
Ф. Отнюдь! Мы очень прозорливы и мудры. Нас вокруг пальца не обвести и с выбранной дороги не сбить.
За столом послышались смешки
Млх. Братец! Полно упорствовать и стращать нас судами! Садись с нами! Здесь места много, а дичь такая аппетитная. Посмотри на себя, как ты исхудал, одни глаза остались. Раздели с нами эту обильную трапезу!
Ин. Нет, Мелхола! Ваша пища притворна и неправедна. Лучше блюдо зелени, и при нём любовь, нежели откормленный бык, а с ним лукавство.
Ф. Однажды я разговаривал с одним таким «праведником». И хочу тебе сказать, он пытался убедить меня, что наши дела не делают нас праведными. Судя по твоим новым речам, ты похож на него. Уж не знаком ли ты с неким Авелем, страшным еретиком и бунтарём, изгнанным за своё дерзкое вольнодумие?
Ин. Я его брат и ученик.
Ф. Оно и видно, что ты такой же непримиримый безумец и гордец. Скорее всего, он заразил тебя своей страшной болезнью. Слава Богу, что никто, кроме тебя, в нашем славном городе не поддался его чарам. Всё-таки у нас послушный и рассудительный народ!
Все, сидящие за столом, закачали головами, тихонечко хихикая.
Ин. Хоть вы и не желаете меня слушать, я всё же нарушу ваш праздник. Меня к вам послал Бог, Который не хочет погибели грешника и продолжает стучаться в его сердце, ожидая покаяния.
Кн. Кто тут грешник? Какая погибель? Мы приносим Богу богатые дары! Пойди, посмотри наш зал собраний. Сколько позолоты ушло на него!
Ин. Ваши приношения не нужны Богу. Он ни в чём не нуждается и не требует служения рук человеческих. Ваши праздники и жертвы неугодны Ему, если в них нет правды. Вы не ищете ни правды, ни Царствия Божия. Насилие и ложь царят на ваших улицах.
От. Будь поосторожнее в словах, сынок! А не то я забуду, что ты мой сын!
Ф. Нет, пусть продолжает! Мы выслушаем его. Пусть потом попробует обвинить нас в немилосердии! Говори, Ионафан.
Ин. Что ваша милость, если вы не оказываете праведного суда? Грядёт суд Божий на всякое нечестие и неправду человеков. Чем можешь оправдаться перед ним ты, душа, если, возлюбив неправду, попрала истину? Трудно гордой и самодовольной душе узреть себя. А ведь время начаться суду с Дома Божьего!
Что толку гордиться своею праведностью пред миром и сравнивать себя с ним? Невозможно судить о себе, сравнивая себя с этим миром. Разве Бог сравнивает Себя с сатаной и видит из этого превосходство Своё? Вы же гордитесь собой в своих глазах, но на каком фоне? Вы не стремитесь к святости. Мир, и всё, что связано с ним, проклято, и равняющийся на него, равняется на смерть.
Бог уже судит вас через Своё Слово, если принимаете его. Принимающий это Слово способен очиститься и наследовать спасение. Но это Слово – суд для вас. Осудите себя сейчас, осудите свои дела, плоды и достижения. Предстаньте пред Ним, как есть – нагими. Разве вас может спасти от гнева Божьего ваша одежда или ваши крепостные стены? Не стоит стремиться прикрыть себя фиговыми листьями. Это всего лишь листья, которые увянут, опадут. С чем тогда останетесь вы?
Не бойтесь сейчас попасть под гнев суда Божия, но бойтесь прийти на него после! Все мы, покуда живём на земле, имеем возможность оставить старое и жить по новому. На это нам и дана жизнь, чтобы мы духовно перерождаясь, приближались к Совершенству Божьему. Христос сказал: «Будьте совершенны, как Отец Мой Небесный совершен.» Через это Он призывает нас к совершенству, но оно невозможно без веры. Ты просто не сможешь поверить в его реальность для тебя и стремиться к нему постоянно.
Верой мы принимаем суд Божий для себя, вера же и выводит нас на путь спасения. Невозможно всю жизнь прожить без изменений, находясь в одном и том же состоянии. Живя в этом теле, мы постоянно перерождаемся, меняемся, взрослеем. И в духовной жизни происходит то же самое. Духовно возрастая, мы приближаемся к Мудрости. Но в чём заключается ваша мудрость? Чтобы, законсервировав себя на некоем достижении, так и прожить всю жизнь без изменений, сохранив себя в этом старом? Только мёртвые не растут. Всякий, отвергающий духовный рост и преобразование, мёртв. Посмотрите на себя, на ваш город. Всё у вас одряхлело и заросло. Неужели вы не видите этого болота, которое именуете «полем своей деятельности»? Или вы уже сами стали «господами» и ждёте должного почитания?
Живя в этом городе раньше, не зная ещё света дня, я постоянно тяготился и мучился сознанием некого осуждения внутри себя. Я пробовал делиться с другими этой тяжестью, но никто не мог мне объяснить причину моего беспокойства. Вы пытались убедить меня, что это действие духов зла, тогда как на самом деле это было действием Духа Святого. Так и сегодня вы отвергаете всякое осуждение Божие, уже считая себя праведными и спасёнными. Долго ли вы будете путать тьму со светом и изгонять то, что способно воскресить и дать жизнь? Всякий, не принимающий суд Божий сейчас, не сможет принести достойного плода покаяния, принять крестный путь Господень и идти по нему.
Вдумайтесь в важность этих слов!
Всё начинается с осуждения себя. Если сего нет, то нет надобности и в покаянии. Христос призывает нас: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Вы же просто хотите веровать в Него, не принося покаяние. Если же вы считаете, что однажды уже приносили покаяние, так посмотрите на свою жизнь сегодня – достойна ли она Его? Покаяние приносит в нашу жизнь обновление, новые надежды и дерзновение. Новое вино вливают в новые мехи, а не в ветхие. Обновите же свои мехи, дабы принять новую жизнь!
Кто проходит Божий суд здесь, на земле, тот не осудится на небе. Ибо рано или поздно всем нам придётся предстать пред судилищем Христовым. И лучше подвергнуться этому ещё при жизни, чем после смерти услышать приговор себе и уже не иметь времени исправиться. На небе нет времени, оно дано нам только на земле. Время и предусмотрено для нас Богом, дабы мы видели его бег, ощущали его невозвратимость и ценили. Да, время даётся нам, чтобы мы научились ценить его и дорожили своими бессмертными душами, взирая на его легкий ход.
Конечно, недалёкому и безрассудному человеческому сердцу кажется, что вечно будет так. Но ничто не вечно под Солнцем, как не вечен и сам человек. Так давайте же научимся различать лицо Божие и принимать правду слов Его. Это спасение и освобождение для нас.
Ибо в нас, кроме испорченности, лжи и лукавства, ничего нет. Это наша бренная природа. Но каждому из нас дана частичка Вечного Света, и, разжигая её в себе, мы наполняемся Его Светом, освобождаясь от засилья тьмы и невежества. Суд Божий истинен и нелицеприятен. Он учит нас Своим законам и Своим весам, желая, чтобы наш человеческий суд был верен.
Ф. Ты всё сказал?
Ин. Пока да.
Ф. Так послушай нас. Я думаю, что все, сидящие здесь, поддержат меня.
Он обвёл присутствующих строгим и самоуверенным взглядом, и все закивали головами.
Так вот. Я понял по твоим речам, что ты желаешь нашего покаяния. Но извини, в чём мы должны каяться и перед кем? Если перед Богом, то все мы живём в кротком смирении и богопочитании. Все когда-то давали доброе обещание Богу, и никогда ни за кем из присутствующих здесь не было замечено что-либо греховное и непозволительное. Все мы – народ Богоизбранный и смиренный, и Богу не за что гневаться на нас. Все наши помыслы с утра до вечера обращены ко благу нашего общества во славу Его. Если же среди нас и заводится паршивая овца, то мы выводим её вон из нашего стада, дабы она своей хворью не заразила здоровых овец. Там, вне стен, в чистом поле, мы либо забиваем её камнями, либо отпускаем вон, на волю случая. И этому нас учит Священное Писание, в частности, великий знаток законов Божиих Моисей.
Если же ты желаешь, чтобы мы покаялись перед тобой, то знай, что никогда мы не кланялись пред человеком, и этот грех на себя не берём. Все твои речи о грядущем суде и о возмездии надуты и пусты. Ты хочешь нашей погибели и пришёл обвинять нас во всевозможных преступлениях. Но твои слова не тронули нас. Мы знаем Бога, Которому служили столько лет, и Он не осудит нас за нашу любовь к Нему.
Кн. Да-да, не осудит! Он, наоборот, обогащает и благословляет нас. Вот я недавно по Его милости построил новый город и посвятил его Богу. А ты говоришь о каком-то гневе и суде!
Авс. Да, и меня Бог оделил всеми достоинствами! И красотой, и силой, и красноречием! Если бы Он не любил и не благоволил ко мне, то создал бы меня каким-нибудь уродцем. Я не могу поверить твоим словам, что Бог осудил меня – Своё творение, над которым Он столько трудился.
Млх. Да и я, милый братец, не могу ни на что жаловаться и роптать! Бог дал мне всё – богатство, красоту, положение в обществе. А что я бездетна, так я нисколько об этом не жалею. От детей столько шума и забот, да и потом, я же свободна!
Ф. Вот видишь, всем нам хорошо и не о чем переживать. Мы не чувствуем своей вины пред Богом. Напротив, мы многим обязаны Ему, например, сегодняшним благополучием. Так что суд не коснётся нас. Неужели Он дал нам всё это добро, чтобы потом посмеяться и повергнуть всё в прах?
Ин. Именно так! Бог испытывает сердце человеческое, к чему оно стремится, что движет и владеет им? И всё это богатство дано вам в погибель, ибо чрез него вы не видите своей бедности. Оно затмило ваш разум и делает трудным для вас обращение к истине Божией. Маммона ослепила вас. Каждый из вас хвалится своим благополучием: кто богатством, кто красотою, кто славой. Но у Бога на первом месте духовное, а не плотское. Плотское даёт этот мир. Помните, как сатана говорил Иисусу, что весь мир принадлежит ему, и он, кому хочет, тому и даёт. И даёт всякому, кто поклонится ему. Бог же, наоборот, не обещает нам плотских благ и богатств. Он говорит, что через них мы будем иметь скорби и суету. Бог даёт нам Своё духовное богатство, и им мы можем обогащать других, поднимая и раскрепощая дух в людях.
Кн. Что нам пользы от твоего духовного богатства? Разве оно может нас накормить, одеть и обогреть? Оно тебе самому-то не доставило ничего. Посмотри, ты же стоишь и дрожишь в худенькой одежонке. Наше же благословение доставляет нам уже сейчас видимое насыщение. С него мы имеем что-то, а с твоего – пустой звук!
При этих словах Каин громко расхохотался. Ионафан чуточку покраснел: он действительно был одет в старую, уже порядочно изношенную куртку. Подошвы на его сапогах кое-где отклеились. Во рту с прошлого вечера не было и маковой росинки, и где-то глубоко в животе предательски начинало посасывать от аппетитных запахов, исходивших от заставленного стола. Но Ионафан быстро проглотил обиду и ответил.
Ин. Зато я не раб своего чрева. Я свободен от этих вещественных начал, которыми порабощаются многие. И слава Богу, что Он греет и питает меня. Не хлебом единым будет жить человек, а всяким словом, исходящим из уст Божиих. Когда-то я принял Божие осуждение и осудил всю свою жизнь, и суд этот произвёл в мне освобождение и жизнь Божию. Я призываю вас к свободе, а вы хвалитесь рабством, хвалитесь грехом!
Авс. Мы не рабы, мы – царского происхождения. Наши усилия направлены на попечительство о благе народа.
Ин. Я знаю ваше попечительство! Это попечительство о собственной славе и благополучии, в то время как народ живёт в темноте и невежестве. Он настолько обложен вашим попечительством, что разучился самостоятельно мыслить, говорить, поступать. Разве ко благу ведёт такое попечительство о народе, если инстинкты стада стали ближе ему.
Кн. Вы слышали? Он оскорбил нас! Назвать нас стадом! Неслыханная наглость!
Ф. Не волнуйтесь, брат Каин. Вы же видите, этот человек не в себе. Он сумасшедший. Стоит ли обращать на него внимание? Пусть себе говорит, сколько хочет, всё равно никто здесь не будет его слушать.
И Фарисей, повернувшись спиной к Ионафану, стал что-то тихо объяснять сидящим за столом. Все отвернулись от Ионафана, внимательно слушая своего учителя. Но Ионафан продолжал.
Ин. Конечно, вам проще игнорировать меня, делая вид, что не замечаете. Но слова Божии будут постоянно возвращаться к вам и ко всем тем, кто не ведает света. О, как благ, долготерпелив и милостив Бог! Он ждёт вас, и если бы вы смогли проникнуться и узреть это, если бы вы сейчас судили себя, то не были бы судимы с этим миром в последний день. Всем нам, малым и великим, предстоит ответить за прожитую жизнь, как и на что мы растратили эту драгоценность.
Не по своей воле послан я к вам. И если вы от меня, наименьшего из служителей Божиих, отвращаете лица свои и хулите, то что станете делать, когда будете говорить перед Богом? У Него ничто не проходит безнаказанным. Как Содом и Гоморра приняли кару огня за своё нечестие и не смогли устоять, так и всякое нечестие низвергнется пред лицом Его. Те были ослеплены в безумии своём, так и вы стараетесь сохранить в своих сердцах мир, тогда как там кипит ненависть.
Ионафан говорил, но все, сидящие за столом, делали вид, что не слушают его, однако при этом внимательно следили за его словами. Тогда Ионафан решил ещё раз обратить внимание на себя.
Ин. Вот некоторые из вас гордятся своей красотой и волосами, берегут их, не зная того, что это и послужит падением. Ибо чего боится нечестивый, то и постигнет его. И перед падением сердце человеческое высоко возносится.
Авс. Неправда, моё сердце не горделиво! И то, что дал Бог, на может служить нам западнёй или преткновением!
Ин. Преткновением служит не то, что дал Бог, а наше собственное нечестие и грех внутри нас. Всякий дар Божий совершен, но как написано: «Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью. Похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть». Иак1:14-15 Не Бог искушает тебя, а ты сам.
Авс. Кто обольщает, так это ты! Что тебе надо? Зачем ты пришёл сюда? Мы здесь чинно и дружно сидели, а ты ворвался и нарушил наш покой. Не грешишь ли ты этим сам?
Ин. Свидетельствовать Слово Божие – не грех. А вот вы грешите против собственной души тем, что не верите Его Слову.
Но не я судить буду вас, а то Слово, которое возвещается – оно осудит. Вы всё воспринимаете по плоти и думаете, что я пришёл сюда искать своего. Вы смотрите на меня, как на врага, не видя во мне Дух Божий, который взывает к вам. Бог простирает к вам свою милость, но вы отвергаете её и сами делаетесь через это недостойными. Что ещё могу сделать я? Человек не в силах спасти человека. Бог послал к вам Своё Слово, а вы хулите и надмеваетесь в своём суждении. Душа грешника не останется ненаказанной, и сколько бы она не величалась в своём безумии, её срок пройдёт.
От. Убирайся вон, неблагодарное создание! Я тебя родил, растил, кормил, а ты смеешь меня чему-то учить?!! Не потерплю такой наглости! Убирайся вон! И чтобы нога твоя забыла этот порог! Больше у меня нет сына! Так опозорить меня перед почтеннейшими людьми города! Какой срам. Теперь все только и будут говорить об этом. Лучше бы тебя здесь не было никогда!
Ин. Вы сами не понимаете, отец, какие страшные слова говорите мне сейчас. Бог открыл мне, что не долго вам осталось благоденствовать на земле и скоро придётся ответить за все попорченные грозди Его виноградника. Любовь к вам привела меня в этот дом. Но вы не поняли ничего, вы выгоняете меня вон. Что же, мне ничего не надо от вас. Я желал вашей души, но взамен получил розги. Я стряхиваю прах с ног моих и говорю вам: отныне ваш дом пуст. Прощайте. Мне больно и страшно за вас, но вы сами отвергаете меня и выбираете свою широкую дорогу.
От. Ты ещё будешь пророчить мне смерть?!! Вон, наглец, вон!!!
И все, сидящие за столом, единодушно зашумели. Но только Фарисей что-то написал на бумаге и незаметно отдал своему верному служителю Доику. Другому слуге он приказал последовать за Ионафаном и наблюдать за ним, не будет ли он говорить с кем-либо из жителей города, и если кто будет слушать его слова, то стараться мешать и не давать возможности что-либо посеять.
Доик принёс письмо по адресу. Вот его содержание.
|